Детали блока цилиндров ГАЗ-52

Цилиндры двигателя ГАЗ-51/52 и верхняя часть картера отлиты из серого чугуна в виде одной детали, называемой блоком цилиндров. Цилиндры расположены в блоке вертикально в ряд.

Для уменьшения износа цилиндров в верхнюю их часть, больше всего подверженную коррозионному износу, запрессованы сухие гильзы из кислотоупорного чугуна. Длина гильзы 50 мм, толщина стенки 2 мм.

Гильзы повышают износостойкость цилиндров в 2— 3 раза и тем самым существенно увеличивают срок службы двигателя между ремонтами.

Впускные и выпускные каналы в блоке цилиндров ГАЗ-52 выполнены для каждого цилиндра отдельно и расположены в такой последовательности, при которой обеспечивается наибольшая равномерность наполнения цилиндров горючей смесью.

Седла выпускных клапанов вставные, изготовлены из специального жароупорного чугуна большой твердости; седла впускных клапанов выполнены непосредственно в теле блока.

Для обеспечения надежного охлаждения цилиндры по всей высоте окружены водяной рубашкой, что способствует существенному улучшению смазки цилиндров и сопряженных с ними поршней и поршневых колец, а следовательно, и уменьшению износа этих деталей.

С левой стороны блока цилиндров ГАЗ-51/52, в месте сопряжения водяной рубашки с верхней частью картера, по всей его длине проходит масляный канал (продольный), который с обоих концов закрыт коническими резьбовыми пробками.

Продольный масляный канал соединяется четырьмя поперечными масляными каналами (тоже сверлеными) с подшипниками распределительного и коленчатого валов. Снаружи поперечные масляные каналы (кроме второго) также закрыты коническими резьбовыми пробками.

В верхней части картера ГАЗ-52 расположены четыре коренных подшипника коленчатого вала, ось которых для уменьшения бокового давления поршней на стенки цилиндров смещена относительно оси цилиндров вправо (в сторону распределительного вала) на 3 мм.

Крышки коренных подшипников плотно входят в пазы (замки). Каждая крышка коренного подшипника прикреплена к блоку двумя болтами, головки которых на первом, втором и третьем подшипниках зашплинтованы проволокой, а на четвертом — специальной запорной пластиной.



Рис.4. Блок цилиндров ГАЗ-52

1 - Блок цилиндров с крышками подшипников коленчатого вала 52-04-10020

2 - Трубка 70-6748

3 - Гайка М6 251104-П8

4 - Патрубок в сборе 52-04-1002130

5 - Крышка в сборе 52-04-1002145

6 - Патрубок маслоналивной 52-04-1002135

7 - Хомут патрубка 51-1002165-Б

8 - Винт М6х20 222527-П8

9 - Кронштейн патрубка 51-1002161-Г

10 - Трубка водораспределительная 12-1002032-Б4

11 - Шпилька М8х1х20 216234-П

12 - Прокладка 12-1002050-А

13 - Пластина 51-1002045

14 - Шайба 252135-П8

15 - Прокладка 70-6020

16 - Крышка в сборе 51-1002058-А2

17 - Сальник 51-1005034-А2

18 - Крышка 51-1002060-А

19 - Шайба 252155-П2

20 - Гайка М8х1 250511-П8

21 - Болт М8х1х20 201476-П8

22 - Болт М8х20 201456-П8

23 - Шайба 8 252175-П8

24 - Трубка нагнетательная

25 - Штуцер

26 - Прокладка 11-6521-03

27 - Крышка передняя 47-1002110

28 - Шайба 293264-П

29 - Болт М8х78 290702-П8

Следует помнить, что крышки коренных подшипников окончательно обрабатывают совместно с блоком цилиндров, поэтому при ремонте двигателя крышки с одного блока нельзя ставить на другой. Нельзя также менять местами крышки средних коренных подшипников одного и того же блока.

Для исключения ошибок при установке крышки средних коренных подшипников клеймят на заводе порядковым номером коренной шейки или буквами, выбиваемыми на торце крышки и на нижней плоскости блока вблизи паза под крышку. Крышки переднего и заднего коренных подшипников не клеймят, так как по своим размерам и форме они не могут быть перепутаны местами.

К задней плоскости блока цилиндров ГАЗ-51,52 шестью болтами привернут картер сцепления. Картер сцепления фиксируется на блоке двумя установочными штифтами.

Для обеспечения соосности коленвала с первичным валом коробки передач заднюю плоскость и отверстие, центрирующее коробку передач в картере сцепления, окончательно обрабатывают в сборе с блоком. Поэтому картеры сцеплений нельзя переставлять с одного блока на другой.

Чтобы не нарушать полученную в результате совместной обработки точность, не рекомендуется вообще отделять без особой необходимости картер сцепления от блока. Следует учитывать, что устанавливать и снимать коленчатый вал, маховик и сцепление можно не отделяя картер сцепления от блока.