Устройство головки блока цилиндров ГАЗ-52

Головка блока цилиндров ГАЗ-51/52 съемная, общая для всех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава.

Высокая теплопроводность алюминиевого сплава, а также форма камеры сгорания обеспечивают мягкую (без детонации) и устойчивую работу двигателя при относительно высокой степени сжатия и среднем качестве топлива.

Между блоком цилиндров и головкой имеется железоасбестовая уплотняющая прокладка, покрытая с обеих сторон графитом. Толщина прокладки в сжатом состоянии примерно 1,5 мм. Окна для камер сгорания и водяные отверстия в прокладке окантованы листовой жестью толщиной 0,25 мм.

Для предотвращения приставания асбеста к блоку и головке при повторной постановке прокладки на место ее рекомендуется дополнительно натирать с обеих сторон порошком графита.

Головка прикреплена к блоку цилиндров 33 шпильками. Большое число шпилек придает головке необходимую жесткость и обеспечивает надежность работы прокладки. Для уменьшения удельного давления под гайки, соприкасающиеся непосредственно с головкой, установлены плоские стальные шайбы.

Порядок затягивания гаек крепления головки к блоку цилиндров ГАЗ-51,52 имеет большое значение для обеспечения надежности работы прокладки головки.

Во время работы двигателя на поверхности камер сжатия откладывается слой нагара, приводящего к появлению детонации, систематическим перегревам, увеличению расхода топлива.

Отложение нагара обнаруживается по необходимости часто переходить на низшие передачи даже на небольших подъемах, преодолеваемых обычно на прямой передаче. Поэтому нагар с головки блока цилиндров ГАЗ-52 надо периодически снимать.

Если применять бензины и масла надлежащих сортов и качества, содержать в исправном состоянии двигатель и поддерживать рекомендуемый тепловой режим его работы (80 —90° С), отложение нагара будет столь незначительным, что нагар не будет оказывать заметного влияния на работу двигателя в течение длительного времени.

Однако при нарушении этих условий толстый слой нагара на поверхности камер сгорания и на днищах поршней может образоваться довольно быстро.



Рис.5. Головка блока цилиндров ГАЗ-52

1 - Гайка М8х1 250511-П8

2 - Пробка КГ 1/2" 262576-П8

3 - Шпилька М11х1х68 291828-П8

4 - Гайка М11х1 292798-П8

5 - Шайба 293334-П29

6 - Пробка КГ 3/8" 296553-П8

7 - Прокладка 20-1306040

8 - Термостат в сборе ТС 109-1306100

9 - Прокладка в сборе 12-1003020-В

10 - Головка блока цилиндров 12-1003015-Е

11 - Шпилька М8х1х32 216239-П2

12 - Прокладка патрубка 12-1003063-Б

13 - Патрубок 12-1003060

14 - Шайба 252135-П

Масляный картер ГАЗ-52

Нижняя часть картера ГАЗ-51/52 (масляный картер) стальная, штампованная. Для обеспечения надлежащих зазоров между масляным картером, с одной стороны, передней осью и рулевой трапецией — с другой, передняя часть картера на некоторой длине сделана мелкой; резервуаром для масла служит только задняя, глубокая часть картера. Чтобы масло в картере двигателя во время езды не плескалось, установлено два козырька.

Плоскость разъема масляного картера с блоком лежит на 4 мм ниже оси коленчатого вала.

Между нижним торцом блока и масляным картером ГАЗ-52 поставлены пробковые прокладки. Передняя и задняя части картера также уплотнены пробковыми прокладками, которые установлены в специальные гнезда, сделанные в картере.

Специальные гребешки на полукруглой скобе в передней части блока и на ребре крышки заднего коренного подшипника врезаются в пробковые прокладки и создают требуемую герметичность соединения.

В глубокой части картера имеется отверстие для слива масла, закрываемое пробкой с шестигранной головкой.