Сцепление ГАЗ-52 автопогрузчиков АП-4014, 40814

Устройство и работа сцепления ГАЗ-52

На львовских погрузчиках АП-4045, 4014, 40814 установлено сухое, однодисковое сцепление ГАЗ-52, которое состоит из двух основных частей: нажимного диска (корзины) к сборе с кожухом и рычагами выключения сцепления и ведомого диска в сборе.

Жесткий штампованный кожух 2 сцепления крепится к маховику 5 шестью установочными болтами. В кожухе имеется три просеченных окна, в которые плотно входят точно обработанные выступы нажимного диска 12, тем самым обеспечивая правильную его установку относительно оси вращения.

Этими выступами вращение передается от маховика через кожух к нажимному диску сцепления. Нажимной диск изготовляется из серого чугуна. Поверхности трения диска и маховика тщательно шлифуются.



Рис.49. Детали сцепления ГАЗ-52

1-оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 2 — кожух сцепления; 3 — нажимная пружина; 4 — теплоизоляционная шайба пружины; 5 — маховик; 6 — первичный вал коробки передач; 7 — подшипник первичного вала; 8 — регулировочный винт, 9 — ведомый диск сцепления; 10 — картер
сцепления; 11 — палец; 12 — нажимной диск сцепления; 13 — игольчатый подшипник; 14 — рычаг; 15 — ролик; 16— масленка; 17— шланг; 18— опорная вилка рычага; 19 — муфта; 20 — передняя крышка коробки передач; 21 — оттяжная пружина муфты; 22 — подшипник выключения сцепления;
23 — шаровая опора; 24 — чехол вилки; 25 — вилка; 26 — регулировочная гайка: 27 — тяга; 28 — вилка тяги; 29 — оттяжная пружина педали; 30 — валик педали; 31 — педаль сцепления.

К кожуху сцепления ГАЗ-52 болтами привернуты три опорные вилки 18 рычагов 14 выключения сцепления. На конце большего плеча каждого рычага выключения сцепления имеется регулировочный винт 8. В теле каждого рычага выключения имеется два отверстия.

Одно из них служит для шарнирного соединения рычага с нажимным диском (корзиной) при помощи игольчатого подшипника 13, а второе — для шарнирного соединения рычага с опорной вилкой при помощи пальца 11 с лыской и ролика 15, свободно помещенного в отверстии рычага. Такое крепление рычага обеспечивает возможность его поворота, так как расстояние между осями пальца 11 и игольчатого подшипника при включении и выключении сцепления изменяется.

Ведомый диск сцепления ГАЗ-52, имеющий приклепанные по обеим сторонам фрикционные накладки, усилием девяти пружин 3 зажимается при включении сцепления между маховиком и нажимным диском (корзиной).

Своей ступицей ведомый диск сидит на шлицах первичного вала 6 коробки передач. Благодаря силе трения между фрикционными накладками ведомого диска, торцами маховика и корзины при включенном сцеплении крутящий момент передается от маховика двигателя силовой передаче
автопогрузчика.

Для предотвращения сильного нагрева пружин при пробуксовке сцепления во время его включения и выключения между пружинами и нажимным диском ставятся теплоизоляционные шайбы 4.



Рис.50. Ведомый диск сцепления ГАЗ-52

1 и 6 - фрикционные накладки; 2 — диск; 3 — стальной диск; 4 — волнистые пружины; 5—ступица; 7—балансировочный грузик.

Ведомый диск сцепления ГАЗ-52 состоит из тонкого разрезного стального диска 3 (рис.50), закрепленного заклепками между фланцем ступицы 5 и диском 2.

Фрикционная накладка, обращенная к маховику, жестко приклепана к стальному диску, между другой фрикционной накладкой 6 и стальным диском установлено шесть пластинчатых волнистых пружин 4.

При включении сцепления пластинчатые пружины выпрямляются, и накладка 6 постепенно подходит к диску 3, обеспечивая таким образом плавное включение. Окончательно собранный ведомый диск проходит статическую балансировку при помощи грузика 7, который крепится к диску. Допустимый
дисбаланс — 18 кг/см.

Нажимной диск (корзина) сцепления ГАЗ-52 в сборе с пружинами и рычагами проходит статическую балансировку с точностью до 36 кг/см. Для балансировки высверливают металл из бобышек корзины, служащих для установки нажимных пружин. Сцепление включается при нажатии на педаль 31 (рис.49) сцепления, жестко сидящую на валике 30.

Посредством рычага, закрепленного штифтом на валике, через тягу 27 педаль связана с вилкой 25 выключения сцепления. Вилка, поворачиваясь на шаровой опоре 23, нажимает на выступы муфты 19 выключения сцепления и передвигает ее по направлению к маховику. При этом упорный шарикоподшипник 22, сидящий на муфте, упирается в головки винтов 8, ввернутых в концы рычагов выключения сцепления.

Регулировкой этих винтов, производимой на заводе, обеспечивается одновременное соприкосновение всех трех рычагов с подшипником выключения сцепления. Рычаги поворачиваются вокруг оси пальца, укрепленного в опорной вилке 18, оттягивают от маховика корзину, преодолевая усилие нажимных пружин, и освобождают ведомый диск, т. е. выключают сцепление.

При выключенном сцеплении силовая передача автопогрузчика разъединена с двигателем. После прекращения нажатия на педаль сцепление включается. Педаль возвращается в исходное положение пружиной 29.

Когда сцепление включено, между головками винтов 8 и торцом подшипника 22 должен быть зазор, который обеспечивается тем, что муфта 19 и вилка 25 оттягиваются от концов рычагов пружинами 21 и 1. Величина зазора 4 мм регулируется с помощью регулировочной гайки 26.

Смазка подшипника выключения сцепления ГАЗ-52 осуществляется при помощи колпачковой масленки 16, укрепленной на кронштейне с правой стороны картера сцепления у вентиляционного окна. Масленка соединяется с подшипником при помощи гибкого шланга 17.



Рис.51. Сцепление ГАЗ-52 4014М-1601

1 - Вилка в сборе 52-04-1601200

2 - Вилка 52-04-1601215

3 - Заклепка 4х8 255063-П8

4 - Шайба 252002-П8

5 - Чехол вилки 11-7522

6 - Рамка чехла 11-7524

7 - Болт М10х1х28 201519-П8

8 - Шайба 252156-П2

9 - Сетка 51-1601025-А

10 - Крышка 51-1601034-А

11 - Болт М10х28 201283-П8

12 - Картер сцепления 51-1601015-01

13 - Пружина оттяжная 11-7562

14 - Подшипник с муфтой в сборе 11-7502

15 - Муфта выключения сцепления 11-7561-А2

16 - Подшипник 588911

17 - Болт М10х32 201285-П8

18 - Шайба 252136-П8

19 - Болт М12х32 201326-П8

20 - Шайба 252157-П2

21 - Шланг для смазки подшипника 51А-1601230

22 - Диск нажимной в сборе 52-1601090-03

23 - Болт М8х1 290634-П2

24 - Шайба 252235-П8

25 - Кожух 52-1601125

26 - Вилка оттяжного рычага 20-1601108

27 - Диск нажимной (корзина) 52-1601093

28 - Винт регулировочный 11-7575

29 - Рычаг оттяжной 52-1601095

30 - Игла 11-7569

31 - Шплинт 2,2х16 258024-П29

32 - Палец 11-7565

33 - Ролик опорный 11-7583

34 - Палец опорный 11-7586

35 - Грузик балансировочный 11-7587/88/89

36 - Заклепка 4х7 293913-П

37 - Диск ведомый в сборе 52-1601130-А

38 - Заклепка 4х5 253863-П

39 - Пластина пружинная 52-1601135

40 - Накладка фрикционная 52-1601138

41 - Заклепка 4х6 293907-П

42 - Шайба изолирующая 11-7567

43 - Пружина 53А-1601115

44 - Шайба 252135-П2

45 - Болт М8х30 290656-П2

46 - Шайба 252155-П2

47 - Болт М8х14 201238-П8

48 - Масленка в сборе 51-1601250

49 - Крыша масленки 53А-1601255

50 - Пружина крышки М-7553

51 - Корпус масленки 51-1601252-10

52 - Шайба 252176-П8

53 - Болт М6х12 201416-П8

54 - Шайба 252154-П2

55 - Кронштейн 11-7546

56 - Картер 11-7503-01

57 - Сетка 51-1601028

58 - Гайка М14х1,5 250551-П8

59 - Шайба 252178-П8

60 - Шпилька 216298-П

61 - Опора шаровая 11-7576



Рис.52. Привод выключения сцепления 4014М-1602

1 - Пружина М-2472-А

2 - Педаль 4014-1602012-10

3 - Муфта защитная 695М-1602035

4 - Болт М8х25 201458-П29

5 - Шайба 252135-П29

6 - Валик 4014-1602035-11

7 - Кронштейн в сборе 4014-1602050-11

8 - Втулка А7508-В

9 - Кронштейн 4014-1602052-11

10 - Площадка 4014-1602022

11 - Гайка М10 250512-П29

12 - Шайба 252136-П29

13 - Болт М10х35 201501-П29

14 - Штифт 8х40 256978-П29

15 - Рычаг 4014-1602050

16 - Тяга 4014М-1602016

17 - Гайка 51-1602118

18 - Пружина оттяжная 11-7547

19 - Шплинт 3,2х20 258039-П29

20 - Тяга 4014-1602017-12

21 - Шайба 4014-1602070-12

22 - Шплинт 5х45 258071-П29

23 - Масленка 1-А1 264020-П29

Регулировка сцепления ГАЗ-52

Уход за сцеплением ГАЗ-52 состоит в периодической проверке состояния сцепления, регулировке свободного хода педали сцепления, смазке подшипника и привода выключения сцепления и в устранении отдельных неисправностей, возникающих во время работы сцепления.

По мере износа фрикционных накладок ведомого диска сцепления толщина их уменьшается, нажимной диск ближе подходит к маховику, а концы рычагов, в которые ввернуты винты приближаются к торцу подшипника, вследствие чего уменьшается первоначальный зазор.

Если этого зазора нет или он слишком мал, торец подшипника постоянно (или периодически) нажимает на рычаги выключения сцепления, что вызывает чрезмерный износ винтов.

Кроме того, уменьшается сила нажатия пружин на ведомый диск, что вызывает буксование сцепления и быстрый износ его деталей. Для поддержания указанного выше зазора в нужных пределах сцепление надо периодически регулировать.

Регулировка сцепления ГАЗ-52 сводится к установке свободного хода педали в пределах 35—45 мм, соответствующего требуемому зазору приблизительно 4 мм. Регулировка свободного хода осуществляется путем завертывания или отвертывания регулировочной гайки. При отвертывании гайки (удлинении тяги) свободный ход увеличивается.

Для смазки подшипника выключения сцепления необходимо повернуть крышку масленки 16 на один оборот. Чаще и обильнее смазывать подшипник не следует, так как излишек смазки будет попадать на диски сцепления, вызывая его пробуксовку.

При замене гибкого шланга новый шланг необходимо перед постановкой заполнить смазкой. Если этого не сделать, то при проворачивании крышки масленки на один оборот (как указано выше) маслом будет заполняться только шланг, а подшипник останется несмазанным.