Обслуживание сцепления ГАЗ-51,52

К основным деталям сцепления ГАЗ-51,52, требующим замены или ремонта в процессе эксплуатации автомобиля, относятся: подшипник выключения сцепления, ведомый и нажимной диски сцепления в сборе.

Для проведения ремонтных работ сцепление можно разбирать на автопогрузчике, установленном на эстакаде, подъемнике или над осмотровой канавой, чтобы обеспечивался удобный доступ к сцеплению снизу.

Смену подшипника выключения сцепления ГАЗ-51 следует проводить в следующей последовательности:

- Отъединить от пола кабины и снять крышку трансмиссии.

- Отсоединить промежуточный карданный вал от коробки передач. Отвернув два болта кронштейна опоры промежуточного карданного вала, отсоединить кронштейн от рамы и опустить промежуточный вал.

- Вынуть вилку выключения сцепления, отъединив предварительно тягу сцепления.

- Отвернуть колпачковую масленку и протолкнуть в картер сцепления конец шланга, находящегося в кронштейне у вентиляционного окна.

- Отвернуть болты крепления и снять нижнюю часть картера сцепления.

- Отвернуть гайки шпилек крепления картера коробки передач к картеру и снять коробку передач вместе с подшипником выключения сцепления.

- Отъединить оттяжную пружину муфты подшипника выключения сцепления и, сняв муфту, спрессовать с нее требующий замены подшипник.

- Напрессовать на муфту новый подшипник, поставить муфту на хвостовик передней крышки коробки передач и соединить оттяжную пружину. Перед напрессовкой нового подшипника необходимо проверить, заполнен ли он смазкой.

- Поставить на место коробку передач, следя за тем, чтобы шланг подшипника не был поврежден, для чего заправить его в отверстие картера сцепления перед тем, как окончательно надвинуть коробку передач на шпильки картера сцепления.

Для снятия ведомого диска и корзины сцепления ГАЗ-51 с автопогрузчика требуется снять коробку передач и через нижний люк картера сцепления отвернуть болты крепления кожуха.

Чтобы не погнуть опорные лапы кожуха сцепления, надо постепенно отпускать все болты по окружности. Для крепления кожуха сцепления к маховику применяются специальные болты. После снятия кожуха их следует положить в отдельную коробку, чтобы не перепутать с другими болтами.

Отсоединенные от маховика корзина сцепления ГАЗ-51 и ведомый диск могут быть вынуты из картера только в определенном положении, так как вторая поперечина рамы частично перекрывает нижний люк картера сцепления. Устанавливают ведомый диск и корзину сцепления в обратной
последовательности.

В отверстие шарикоподшипника первичного вала коробки передач, установленного в коленчатом валу, заложить немного смазки и завести в картер вначале ведомый диск, следя за тем, чтобы более короткая часть ступицы была обращена к маховику. Затем, как и при снятии сцепления, вставлять нажимной диск, прижимая нижнюю его часть к маховику.

Сцентрировать ведомый диск по отношению к оси коленчатого вала двигателя. Затягивать болты крепления кожуха сцепления нужно постепенно: нельзя завертывать до отказа один болт, когда другие отпущены.

Разборка корзины сцепления ГАЗ-51,52

В отверстия выключения сцепления вложить резиновые шарики диаметром 8 мм, после чего зазоры между шариками и стенками отверстий заполнить роликами игольчатого подшипника. В каждом подшипнике должно быть 19 роликов.

Резиновые шарики необходимы для того, чтобы при сборке ролики не рассыпались. Установку роликов в отверстие рычага можно выполнить также с помощью смазки, которая вводится в отверстие и препятствует выпаданию роликов.



При сборке корзины сцепления ГАЗ-51 необходимо следить за тем, чтобы в отверстие под ролики не попала грязь или песок. После установки роликов в отверстие каждого рычага следует ввести по одной-две капли летнего масла, применяемого для смазки коробки передач.

Вложить рычаги выключения сцепления с роликами в прорези в приливах нажимного диска. Для закрепления рычагов, вставить пальцы и зашплинтовать их. Пальцы в отверстия рычагов следует вставлять с большой осторожностью, чтобы не нарушить положения роликов. Резиновые шарики при этом выталкиваются пальцами наружу.

Положить нажимной диск на стол пресса, предварительно подложив под диск деревянную подкладку, как при разборке. На приливы нажимного диска надеть теплоизоляционные шайбы, после чего установить на них пружины одного цвета.

Установить кожух сцепления ГАЗ-51. Окна в кожухе должны при этом хорошо «сесть» на три обработанных прилива нажимного диска, а верхние торцы пружин должны надеться на специальные отбортовки на внутренней части кожуха сцепления. При установке кожуха метки на нажимном диске и кожухе должны совпадать; в противном случае будет нарушена балансировка,

Отрегулировать положение головок винтов рычагов выключения сцепления. Между корзиной (нажимным диском) и маховиком ГАЗ-52, ГАЗ-51в трех местах кладут шайбы, имеющие одинаковую толщину (9 мм). Шайбы могут быть заменены новым ведомым диском. Затем завертывают болты
крепления кожуха к маховику, делая это постепенно, чтобы не повредить кожух.

Завертывая или отвертывая регулировочные винты рычагов, добиваются того, чтобы размер от торца маховика до головок винтов был равен 51,5±0,75 мм. При этом концы всех регулировочных винтов могут отклоняться от плоскости, параллельной торцу маховика, не больше чем на 0,4 мм.

Данные сцепления ГАЗ-51,52

Толщина ведомого диска в свободном состоянии (без нагрузки) для разных дисков в мм - 9,4—10,2

Пределы колебания толщины одного диска в мм - 0,4

Толщина ведомого диска под давлением пружин (для разных дисков) в мм - 8,9—9,3

Толщина фрикционной накладки в мм - 3,5± 0,1

Наружный диаметр ведомого диска в мм - 254

Внутренний диаметр ведомого диска в мм - 150

Неисправности сцепления ГАЗ-52, ГАЗ-51 и их устранение

Неплавное включение сцепления, сопровождающееся сильными рывками и вибрацией.

Появлению указанной неисправности способствует:

- попадание масла на поверхности трения сцепления в результате течи масла из подшипника выключения, из заднего коренного подшипника коленчатого вала двигателя, подшипника первичного вала коробки передач. Кроме того, поверхности трения могут оказаться замасленными в результате небрежности при ремонте сцепления. Замасленные фрикционные накладки обычно не удается очистить от масла. В этом случае нужно сменить ведомый диск или, если имеется возможность, поставить новые фрикционные накладки;

- недостаточная величина свободного хода педали сцепления;

- неодновременное нажатие подшипника выключения на винты рычагов выключения сцепления;

- неисправность ведомого диска сцепления ГАЗ-51 (вышли из строя фрикционные накладки, сломался стальной диск);

- слабое крепление двигателя к раме, вызывающее перемещение

- сцепления относительно тяги выключения сцепления;

- тугое перемещение ступицы ведомого диска по шлицам первичного вала коробки передач. Причиной этого обычно являются забоины на конце первичного вала, возникшие при небрежной сборке или разборке сцепления;

Сцепление ГАЗ-51,52 пробуксовывает (появляется специфический запах, снижается скорость движения).

Причинами указанной неисправности могут быть:

- недостаточная величина свободного хода педали сцепления. В этом случае небольшой свободный ход педали сцепления выбирается за счет относительного перемещения кабины на раме. При этом может наступить частичное выключение сцепления, которое и приводит к пробуксовке;

- поломка или ослабление нажимных пружин сцепления. В этом случае нужно сменить поломанные пружины и проверить жесткость других пружин.

- чрезмерный износ фрикционных накладок и поверхности трения маховика, коробление или износ нажимного диска. Чтобы устранить неисправность, следует сменить ведомый диск или поставить новые фрикционные накладки. Если поверхности маховика и нажимного диска сильно изношены, то
маховик и нажимной диск заменить или отремонтировать.

Сцепление ГАЗ-51 выключается неполностью («ведет»).

Признаком этой неисправности является трудность переключения передач и шум шестерен коробки передач при переключении. Причиной неполного выключения сцепления обычно является большой свободный ход педали сцепления. В редких случаях свободный ход педали сцепления не удается
уменьшить при помощи регулировочной гайки. Для выяснения причины неисправности следует проверить, не погнута ли вилка выключения сцепления.

Сцепление может «вести» также тогда, когда ведомый диск имеет выпуклую форму (поврежден при сборке концом первичного вала коробки).

Для того чтобы проверить, полностью ли выключается сцепление, рекомендуется поступить следующим образом.

При работе двигателя на холостом ходу нажать на педаль сцепления до отказа и включить первую передачу. Если включение произойдет совершенно бесшумно, то значит, сцепление выключается полностью. Если же будет слышен характерный шум шестерен, вводимых в зацепление, значит
сцепление «ведет».

Разрушение подшипника муфты выключения сцепления. Происходит чаще всего вследствие отсутствия или недостаточной величины свободного хода педали сцепления. В таких случаях подшипник, непрерывно соприкасаясь с головками регулировочных винтов рычагов выключения сцепления, вращается при включенном сцеплении.

Ввиду того, что этот подшипник не рассчитан на продолжительную работу с большим числом оборотов, он надевается, и масло, находящееся в нем, вытекает, что и приводит к разрушению подшипника. Разрушение подшипника может наступить также и в том случае, если он не смазан своевременно или если оборван шланг, подводящий к нему масло.