Компоненты коленвала и маховика ГАЗ-52

Коленвал ГАЗ-51,52 откован из углеродистой стали 45 с содержанием углерода 0,45—0,50%.

Чтобы разгрузить коренные подшипники от действия моментов сил инерции, коленчатый вал снабжен противовесами, откованными за одно целое с его щеками.

Коренных шеек четыре. Работают они в подшипниках с тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами, залитыми баббитом.

Шатунные шейки коленвала ГАЗ-52 лежат в трех плоскостях, расположенных под углом 120° одна к другой. В продольном направлении оси первой, третьей, пятой шеек смещены относительно осей соответствующих цилиндров на 3 мм назад, а оси второй, четвертой и шестой шеек и 3 мм вперед.

Для повышения износостойкости коренные и шатунные шейки подвергают поверхностной закалке токами высокой частоты на глубину 3—6 мм до твердости Н= 52-62.

Диаметр шатунных шеек 51.5 -0.02 мм. коренных 64 -0,025 мм. Для подвода смазки от коренных подшипников к шатунным в валу просверлены наклонные каналы.

На передний конец коленчатого вала ГАЗ-52 напрессована н закреплена на шпонке ступица с привернутыми к ней одним или двумя штампованными из листовой стали шкивами привода генератора, водяного насоса и вентилятора.

Шкивы коленвала прикреплены к ступице шестью болтами. Одно из крепежных отверстий в ступице и шкивах имеет небольшое угловое смещение, поэтому шкивы могут быть привернуты к ступице только при вполне определенном положении.

Чтобы быстро найти это положение, на диске каждого шкива выбита круглая метка. Эта метка должна находиться над шпоночной канавкой в ступице.

В передний торец коленвала ГАЗ-51 ввернут храповик для пуска двигателя при помощи пусковой рукоятки.

На заднем конце вала имеется фланец, к которому прикреплен маховик. Для предотвращения подтекания масла по концам коленчатого вала, выходящим из картера, установлены сальники.

Сальник переднего конца коленчатого вала работает по наружной поверхности ступицы шкивов коленчатого вала. Уплотняющим элементом сальника служит кожаная или резиновая манжета, стягиваемая кольцом из спиральной пружины. Сальник запрессован в крышку распределительных
шестерен.

Поступление масла к сальнику ограничивается маслоотражателем, зажатым между торцами распределительной шестерни и ступицы шкивов коленчатого вала.

Сальник заднего конца коленвала ГАЗ-52, состоящий из двух полуколец из прографиченного асбестового шнура, уложенного в две обоймы, работает непосредственно по шейке коленчатого вала. Верхняя обойма сальника прикреплена болтами к заднему торцу блока, а нижняя — к крышке коренного подшипника.

Для ограничения поступления смазки к сальнику на конце четвертой коренной шейки (перед сальником) имеется маслосбрасывающий буртик, который входит в кольцевую выточку подшипника.

Масло, отбрасываемое буртиком в кольцевую выточку, стекает в масляный картер через специальное отверстие в крышке подшипника.

Надежная работа сальников коленчатого вала возможна только при соблюдении специальных приемов во время их установки.

В заднем торце коленчатого вала расточено гнездо для установки подшипников первичного вала коробки передач.

Для обеспечения уравновешенности двигателя коленвал ГАЗ-52 статически и динамически балансируют. Неуравновешенный момент на каждом конце вала не превышает 15 кг/см.



Рис. 1. Передний упорный подшипник коленвала ГАЗ-51

1 — распределительная шестерня коленчатого вала; 2 — упорная шайба коленчатого вала; 3— передняя шайба упорного подшипника; 4— задняя шайба упорного подшипника; 5 — выступ на задней шайбе; 6 — штифт.

Осевые перемещения коленчатого вала ГАЗ-52 воспринимаются передним коренным подшипником посредством двух упорных шайб 3 и 4 (рис.1), изготовляемых из стальной, залитой баббитом ленты и устанавливаемых по обе стороны подшипника.

Передняя шайба 3 поверхностью, залитой баббитом, обращена к стальной упорной шайбе 2, закрепленной на валу с помощью шпонки и прижатой распределительной шестерней 1 к переднему торцу первой коренной шейки. Задняя шайба 4 обращена стороной, залитой баббитом к упорному бурту первой щеки вала. Шайба 2 вращается вместе с коленчатым валом, шайбы 3 и 4 неподвижны.

Передняя шайба удерживается от вращения двумя штифтами 6, запрессованными в блок и крышку и входящими в две выемки на шайбе, а задняя — специальным на заднем торце крышки коренного подшипника.

Величина осевого зазора, определяемая как разность длины передней коренной шейки и суммы размеров длины подшипника и толщины шайб 3 и 4, составляет 0,075—0,175 мм.

Маховик ГАЗ-51/52

Маховик ГАЗ-51 отлит из серого чугуна. Для пуска двигателя стартером на маховик напрессован зубчатый венец, изготовленный из стали 40, содержащей 0,38—0,43% углерода. Для повышения износостойкости зубья венца подвергают поверхностной закалке токами высокой частоты.

Маховик статически балансирует, в результате чего неуравновешенный момент его не превышает 35 кг/см.

Для установки поршня первого цилиндра в в. м. т. и для установки зажигания в обод маховика запрессован стальной шарик и по обе стороны от него нанесено по 12 делений, каждое из которых соответствует одному градусу поворота коленчатого вала.

При совпадении стрелки в смотровом люке картера сцепления с шариком поршни первого и шестого цилиндров находятся в в. м. т.

Маховик ГАЗ-52 прикреплен к фланцу коленчатого вала четырьмя специальными болтами, плотно посаженными в отверстия во фланце и маховике.

Для обеспечения определенного взаимного положения маховика и коленчатого вала один из болтов крепления маховика несколько смещен по окружности.

Чтобы все отверстия в маховике и фланце коленчатого вала совпали, надо ставить маховик в такое положение, при котором шарик, запрессованный в его венец, располагался бы примерно под углом в 20° против часовой стрелки (если смотреть со стороны поверхности трения маховика) относительно
плоскости, проходящей через оси коренных и первой и шестой шатунных шеек. Гайки болтов маховика шплинтуют индивидуально.

После сборки коленчатого вала, маховика и сцепления ГАЗ-51/52 производят динамическую балансировку этого узла путем высверливания отверстий в торце маховика со стороны сцепления.

В результате балансировки неуравновешенный момент коленчатого вала в сборе с маховиком и сцеплением не превышает 70 кг/см. От величины неуравновешенного момента этого узла в значительной степени зависит плавность, а следовательно, и срок службы двигателя.

Поэтому разукомплектовывать этот узел, переставляя маховик и сцепление с одного коленчатого вала на другой, ни в коем случае нельзя. Для обеспечения возможности установки снятого сцепления на прежнее место маховик и сцепление на заводе клеймят метками «О», расположенными на обеих деталях одна против другой около одного из болтов крепления кожуха сцепления к маховику.



Рис.2. Коленвал с маховиком и сцеплением ГАЗ-51 в сборе 52-04-1005010-01

1 - Подшипник первичного вала 60203 (М-7600)

2 - Гайка М11х1 252798-П29

3 - Шайба 11 52-04-1005196

4 - Маховик в сборе 40П-1005115

5 - Обод зубчатый маховика 11-6384-А

6 - Маховик 51-1005120

7 - Комплект вкладышей коренных подшипников 52-04 1000102

8 - Шестерня распределительная 11-6306-А6

9 - Маслоотражатель 21-1005042-Б1

10 - Сальник в сборе 51-1005034-А2

11 - Ступица шкива коленчатого вала 4045М-4618178

12 - Шайба замочная 293554-П8

13 - Винт коленчатого вала 4045М-4618044

14 - Шпонка 6х10 260430-П

15 - Шпонка 8х6 296144-П8

16 - Шайба задняя 11-6309-А6

17 - Шайба передняя 11-6308-А6

18 - Шайба упорная 11-6307

19 - Крышка переднего подшипника 51-1005140

20 - Пружина штифта 51-1005188

21 - Штифт 51-1005142

22 - Втулка штифта 51-1005189

23 - Крышка средних подшипников 11-6332

24 - Шплинт 1,6х275 258285-П

25 - Болт М14х75 291058-П

26 - Шайба 293398-П18

27 - Болт М14х75 291059-П

28 - Пластина запорная 11-6341

29 - Крышка заднего подшипника 51-1005152

30 - Вал коленчатый 11-6303-А3

31 - Прокладка крышки левая 21-1005163

32 - Прокладка крышки правая 21-1005162

33 - Болт М6х12 290489-П

34 - Шайба 252174-П8

35 - Держатель сальника 21-1005160

36 - Набивка сальника 11-6702-А2

37 - Болт М11х1х33 291524-П

38 - Пластина стопорная 53-1005195

Коренные и шатунные подшипники коленвала ГАЗ-51/52 снабжены тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами, которые изготовляются из стальной ленты марки 08, залитой свинцовистым баббитом следующего химического состава: 9,25—10,75% олова; 14—15% сурьмы; 0,5—1% меди; 0,06—0,1% теллура; остальное — свинец.

Общее количество вредных примесей в баббите не превышает 0,2%. Шатунные и коренные вкладыши показаны на рис. 3.



Рис. 3. Шатунные и коренные вкладыши

а — вкладыши шатуна; б — вкладыши переднего коренного подшипника; в — вкладыши двух средних коренных подшипников; г — вкладыши заднего коренного подшипника.

Вследствие высокой точности изготовления шеек коленчатого вала, вкладышей и постелей для них в блоке цилиндров и в нижних головках шатунов вкладыши при ремонте можно заменять, не прибегая к каким-либо подгоночным операциям (шабровке и т. п.).

В каждый шатунный подшипник устанавливают два одинаковых вкладыша. От осевых перемещений и проворачивания вкладыши удерживают фиксирующими выступами, которые входят в соответствующие им гнезда в постелях блока цилиндров и в шатуне.

На рабочей (баббитовой) поверхности вкладышей нет смазочных канавок. Небольшое отверстие во вкладышах обеспечивает подвод масла к отверстию в нижней головке шатуна, предназначенному для смазки цилиндров, кулачков распределительного вала и тарелок толкателей.

Чтобы верхние и нижние вкладыши были взаимозаменяемы, это отверстие делают во всех шатунных вкладышах.

Вкладыши коренных подшипников коленвала ГАЗ-51 отличаются один от другого по ширине. Вкладыши, предназначенные для установки в один коренной подшипник, также отличаются один от другого: в центре верхнего вкладыша (устанавливаемого в блок) сделано отверстие для подвода
смазки к коренной шейке вала из масляного канала, в блоке, в нижнем вкладыше (устанавливаемом в крышку подшипника) такого отверстия нет.

Для обеспечения непрерывно и подачи смазки к шатунным подшипникам в обоих вкладышах каждого коренного подшипника имеются кольцевые канавки, лежащие в плоскости вращения отверстия масляного канала в коленвалу.

Во вкладышах заднего коренного подшипника имеется дополнительная кольцевая канавка, расположенная около заднего их торца. Эта канавка предотвращает выход большого количества масла из заднего конца подшипника и ограничивает поступление его к маслосбрасывающему
буртику и сальнику заднего коренного подшипника.

Масло, попавшее в эту канавку, отводится в картер двигателя через небольшое отверстие во вкладыше крышки, которое сообщается с отверстием в крышке подшипника.