Система охлаждения двигателя ГАЗ-52
Система охлаждения двигателя ГАЗ-51/52 жидкостная, закрытая,
с принудительной циркуляцией, осуществляемой водяным насосом
центробежного типа. Закрытая (герметичная) система
охлаждения уменьшает потери охлаждающей жидкости на
испарение до минимума и поэтому во время эксплуатации не
требуется часто доливать жидкость в радиатор.
Водяной насос засасывает воду из нижнего, бачка радиатора и нагнетает ее в водораспределительную трубу, расположенную вдоль всего блока в верхней его части между цилиндрами и газовыми каналами клапанов.
Из водораспределительной трубы вода поступает в водяную рубашку цилиндров через шесть вырезов, расположенных против выпускных клапанов, и интенсивно охлаждает наиболее горячие места двигателя.
Через отверстия в верхней полости блока и в прокладке головки цилиндров вода поступает в рубашку головки и далее, в зависимости от теплового режима двигателя, через термостат и выпускной патрубок головки цилиндров в верхний бачок радиатора (при прогретом двигателе) или, минуя радиатор, снова в водяной насос (при непрогретом двигателе).
Водяной насос ГАЗ-52
Водяной насос ГАЗ-51/52 (рис.24) центробежного типа. Как видно из фигуры, валик 4 водяного насоса работает в двух легкосменяемых шарикоподшипниках 7 (№ 20703-А), снабженных с наружных сторон войлочными сальниками, предотвращающими вытекание смазки из насоса.
На концах валика сделано по одной лыске. Крыльчатка 2 насоса и ступица 8 плотно насаживаются на валик отверстиями, соответствующими сечению концов валика (см. сечение по АА). Благодаря этому предотвращается их поворачивание относительно валика даже после многократных разборок.
Рис. 24. Водяной насос (помпа) ГАЗ-52
1 — болт крепления крыльчатки и ступицы; 2 — крыльчатка; 3—корпус насоса; 4 — валик; 5 — пресс-масленка: 6—контрольное отверстие для выхода смазки в корпусе; 7 — подшипники; 6 — ступица вентилятора; 9 — шайбы; 10 — стопорное кольцо в корпусе; 11 — распорная втулка; 12 — контрольное отверстие для выхода воды при течи сальника; 13 — стопорное кольцо на валике; 14 — пружина сальника; 15 — внутренняя обойма сальника; 16 — наружная обойма сальника; 17 — резиновая манжета; 18 — текстолитовая шайба: 19 — замочное кольцо сальника: 20 — штифт крепления ступицы.
Крыльчатка крепится на валике болтом 1. Между головкой болта 1 и крыльчаткой 2 ставятся две шайбы: плоская, прилегающая к крыльчатке, и пружинная — с наружными зубьями, прилегающая к головке болта. Для облегчения снятия крыльчатки с валика при ремонтах сальника в центре ее имеется отверстие с резьбой для съемника.
Осевые перемещения валика водяной помпы ГАЗ-52 с напрессованными на нее подшипниками относительно корпуса предотвращаются стопорным кольцом 10.
Полость корпуса насоса уплотняется сальником, помещенным в хвостовике крыльчатки и состоящим из резиновой манжеты 17, текстолитовой шайбы 18, пружины 14 и двух обойм 15 и 16. Сальник вращается вместе с крыльчаткой, в прорези которой входят выступы текстолитовой шайбы.
Текстолитовая шайба, прижимаясь пружиной к торцовой плоскости корпуса насоса, предотвращает вытекание воды из рабочей полости насоса. Резиновая манжета препятствует протеканию воды через зазор между валиком и текстолитовой шайбой. Вода, просочившаяся через изношенный сальник, стекает наружу через контрольное отверстие 12 в корпусе насоса.
В случае подтекания воды через отверстие 12, сальник следует отремонтировать. Для этого необходимо выпрессовать крыльчатку и сменить изношенные детали. Закупоривать в этом случае контрольное отверстие нельзя, иначе вода неизбежно проникает в шарикоподшипники и выведет их из строя.
Ступица 8 крепится на валике болтом аналогично крыльчатке или штифтом 20. Между головкой болта и ступицей ставятся две шайбы: плоская и пружинная.
Смазка к шарикоподшипникам поступает через угловую масленку 5; ее подают до тех пор, пока смазка не покажется из контрольного отверстия 6.
Вентилятор — четырехлопастный, диаметр его — 450 мм. Вместе с приводным шкивом вентилятор закрепляется на ступице 8 и при вращении обеспечивается надежное охлаждение наружных стенок водяной рубашки двигателя и всех агрегатов и приборов, помещающихся под капотом.
Рис.25. Насос водяной (помпа) ГАЗ-52 в сборе 12-1307010-12
1 - Гайка М10х1 250976-П8
2 - Шплинт 3х20 258039-П
3 - Шайба 252006-П8
4 - Ступица шкива насоса 12-1307024-В
5 - Кольцо стопорное 66-1307028
6 - Подшипник передний 20803 (53-1307027)
7 - Втулка распорная 12-1307025
8 - Подшипник задний 20703-А (12-1307027)
9 - Болт М10х65 201295-П8
10 - Корпус насоса 12-1307015-Д
11 - Прокладка 12-1307048
12 - Масленка 11-А-45 264030-П8
13 - Шайба 252136-П2
14 - Болт М10х45 201290-П8
15 - Валик в сборе 13-1307019-11
16 - Кольцо стопорное 52-1307029
17 - Валик 13-1307023-21
18 - Болт М8х14 201238-П8
19 - Шайба 252175-П8
20 - Шайба 292277-П8
21 - Крыльчатка с сальником в сборе 12-1307030-Б1
22 - Крыльчатка 12-1307032-Б1
23 - Кольцо манжеты 11-8528-Б
24 - Пружина сальника 12-1307034-А2
25 - Обойма сальника 12-1307052-Б
26 - Манжета сальника 11-8515-А3
27 - Шайба уплотнительная 12-1307041-А3
28 - Кольцо стопорное 12-1307042
Регулировка натяжения ремня вентилятора ГАЗ-52
Нормальная работа системы охлаждения ГАЗ-52 обеспечивается соответствующим натяжением приводного ремня вентилятора и генератора. Натяжение этого ремня регулируется (рис. 28) поворачиванием генератора относительно болтов А его крепления.
Рис.28. Регулировка натяжения ремня вентилятора
Перед регулировкой надо отпустить болт Б установочной планки генератора.
Натяжение ремня должно быть таким, чтобы при нажатии большим пальцем руки на его середину между шкивами вентилятора и генератора прогиб ремня был в пределах 12—18 мм. При двух ремнях эту проверку следует производить для каждого ремня в отдельности.
Слишком сильное натяжение ремня приводит к увеличению нагрузки на подшипники валика водяного насоса и вала генератора, а также к преждевременному износу ремня.
Слишком слабое натяжение ремня вызывает проскальзывание его на шкивах и повышенный износ. Кроме того, при проскальзывании ремня уменьшаются обороты вентилятора и водяного насоса, а также генератора, что может послужить причиной закипания воды в системе охлаждения и снижения отдачи тока генератором.
Водяной насос засасывает воду из нижнего, бачка радиатора и нагнетает ее в водораспределительную трубу, расположенную вдоль всего блока в верхней его части между цилиндрами и газовыми каналами клапанов.
Из водораспределительной трубы вода поступает в водяную рубашку цилиндров через шесть вырезов, расположенных против выпускных клапанов, и интенсивно охлаждает наиболее горячие места двигателя.
Через отверстия в верхней полости блока и в прокладке головки цилиндров вода поступает в рубашку головки и далее, в зависимости от теплового режима двигателя, через термостат и выпускной патрубок головки цилиндров в верхний бачок радиатора (при прогретом двигателе) или, минуя радиатор, снова в водяной насос (при непрогретом двигателе).
Водяной насос ГАЗ-52
Водяной насос ГАЗ-51/52 (рис.24) центробежного типа. Как видно из фигуры, валик 4 водяного насоса работает в двух легкосменяемых шарикоподшипниках 7 (№ 20703-А), снабженных с наружных сторон войлочными сальниками, предотвращающими вытекание смазки из насоса.
На концах валика сделано по одной лыске. Крыльчатка 2 насоса и ступица 8 плотно насаживаются на валик отверстиями, соответствующими сечению концов валика (см. сечение по АА). Благодаря этому предотвращается их поворачивание относительно валика даже после многократных разборок.
Рис. 24. Водяной насос (помпа) ГАЗ-52
1 — болт крепления крыльчатки и ступицы; 2 — крыльчатка; 3—корпус насоса; 4 — валик; 5 — пресс-масленка: 6—контрольное отверстие для выхода смазки в корпусе; 7 — подшипники; 6 — ступица вентилятора; 9 — шайбы; 10 — стопорное кольцо в корпусе; 11 — распорная втулка; 12 — контрольное отверстие для выхода воды при течи сальника; 13 — стопорное кольцо на валике; 14 — пружина сальника; 15 — внутренняя обойма сальника; 16 — наружная обойма сальника; 17 — резиновая манжета; 18 — текстолитовая шайба: 19 — замочное кольцо сальника: 20 — штифт крепления ступицы.
Крыльчатка крепится на валике болтом 1. Между головкой болта 1 и крыльчаткой 2 ставятся две шайбы: плоская, прилегающая к крыльчатке, и пружинная — с наружными зубьями, прилегающая к головке болта. Для облегчения снятия крыльчатки с валика при ремонтах сальника в центре ее имеется отверстие с резьбой для съемника.
Осевые перемещения валика водяной помпы ГАЗ-52 с напрессованными на нее подшипниками относительно корпуса предотвращаются стопорным кольцом 10.
Полость корпуса насоса уплотняется сальником, помещенным в хвостовике крыльчатки и состоящим из резиновой манжеты 17, текстолитовой шайбы 18, пружины 14 и двух обойм 15 и 16. Сальник вращается вместе с крыльчаткой, в прорези которой входят выступы текстолитовой шайбы.
Текстолитовая шайба, прижимаясь пружиной к торцовой плоскости корпуса насоса, предотвращает вытекание воды из рабочей полости насоса. Резиновая манжета препятствует протеканию воды через зазор между валиком и текстолитовой шайбой. Вода, просочившаяся через изношенный сальник, стекает наружу через контрольное отверстие 12 в корпусе насоса.
В случае подтекания воды через отверстие 12, сальник следует отремонтировать. Для этого необходимо выпрессовать крыльчатку и сменить изношенные детали. Закупоривать в этом случае контрольное отверстие нельзя, иначе вода неизбежно проникает в шарикоподшипники и выведет их из строя.
Ступица 8 крепится на валике болтом аналогично крыльчатке или штифтом 20. Между головкой болта и ступицей ставятся две шайбы: плоская и пружинная.
Смазка к шарикоподшипникам поступает через угловую масленку 5; ее подают до тех пор, пока смазка не покажется из контрольного отверстия 6.
Вентилятор — четырехлопастный, диаметр его — 450 мм. Вместе с приводным шкивом вентилятор закрепляется на ступице 8 и при вращении обеспечивается надежное охлаждение наружных стенок водяной рубашки двигателя и всех агрегатов и приборов, помещающихся под капотом.
Рис.25. Насос водяной (помпа) ГАЗ-52 в сборе 12-1307010-12
1 - Гайка М10х1 250976-П8
2 - Шплинт 3х20 258039-П
3 - Шайба 252006-П8
4 - Ступица шкива насоса 12-1307024-В
5 - Кольцо стопорное 66-1307028
6 - Подшипник передний 20803 (53-1307027)
7 - Втулка распорная 12-1307025
8 - Подшипник задний 20703-А (12-1307027)
9 - Болт М10х65 201295-П8
10 - Корпус насоса 12-1307015-Д
11 - Прокладка 12-1307048
12 - Масленка 11-А-45 264030-П8
13 - Шайба 252136-П2
14 - Болт М10х45 201290-П8
15 - Валик в сборе 13-1307019-11
16 - Кольцо стопорное 52-1307029
17 - Валик 13-1307023-21
18 - Болт М8х14 201238-П8
19 - Шайба 252175-П8
20 - Шайба 292277-П8
21 - Крыльчатка с сальником в сборе 12-1307030-Б1
22 - Крыльчатка 12-1307032-Б1
23 - Кольцо манжеты 11-8528-Б
24 - Пружина сальника 12-1307034-А2
25 - Обойма сальника 12-1307052-Б
26 - Манжета сальника 11-8515-А3
27 - Шайба уплотнительная 12-1307041-А3
28 - Кольцо стопорное 12-1307042
Регулировка натяжения ремня вентилятора ГАЗ-52
Нормальная работа системы охлаждения ГАЗ-52 обеспечивается соответствующим натяжением приводного ремня вентилятора и генератора. Натяжение этого ремня регулируется (рис. 28) поворачиванием генератора относительно болтов А его крепления.
Рис.28. Регулировка натяжения ремня вентилятора
Перед регулировкой надо отпустить болт Б установочной планки генератора.
Натяжение ремня должно быть таким, чтобы при нажатии большим пальцем руки на его середину между шкивами вентилятора и генератора прогиб ремня был в пределах 12—18 мм. При двух ремнях эту проверку следует производить для каждого ремня в отдельности.
Слишком сильное натяжение ремня приводит к увеличению нагрузки на подшипники валика водяного насоса и вала генератора, а также к преждевременному износу ремня.
Слишком слабое натяжение ремня вызывает проскальзывание его на шкивах и повышенный износ. Кроме того, при проскальзывании ремня уменьшаются обороты вентилятора и водяного насоса, а также генератора, что может послужить причиной закипания воды в системе охлаждения и снижения отдачи тока генератором.