Сцепление ГАЗ-53 для львовских погрузчиков с дизелем

Сцепление ГАЗ-53 львовских автопогрузчиков АП-4081, 40810, 41015 с двигателем Д-243 и львовских погрузчиков АП-40811, 40816 с двигателем Д-144 (рис.45) однодисковое, сухое с демпферным устройством на ведомом диске. Сцепление установлено в литом чугунном картере.

Кожух сцепления ГАЗ-53 прикреплен к маховику Д-243 коленчатого вала шестью центрирующими (специальными) болтами. Внутри кожуха помещается корзина сцепления (нажимной диск).

Вращение нажимному диску передается от маховика через три выступа, имеющихся в диске и входящих в окна кожуха сцепления. Крутящий момент от двигателя к коробке передач передается через ведомый диск, зажимаемый между торцами маховика и нажимного диска усилием двенадцати пружин.

Рычаги выключения сцепления расположены в прорезях выступов нажимного диска (корзины) и с помощью осей и игольчатых подшипников соединяются с нажимным диском и опорными вилками, которые шарнирно закреплены на кожухе посредством конических пружин и сферических регулировочных гаек. Гайки после регулировки закернивают и в процессе эксплуатации рычаги не регулируют.



Рис. 45. Сцепление ГАЗ-53 и его привод

1 — маховик; 2 — картер; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — рычаг нажимного диска; 6 — масленка; 7 — регулировочная гайка; 8 — муфта выключения сцепления; 9— ведущий вал коробки передач; 10— вилка; 11 — кожух; 12— нажимная пружина; 13 — регулировочная гайка; 14—тяга; 15— оттяжная пружина; 16 — педаль сцепления

Картер (кожух маховика) сцепления для Львовских автопогрузчиков АП-40810, АП-40811, АП-40816, АП-41015, АП-41030 ЛЕВ в зависимости от марки дизельного двигателя бывают трех видов:

1. Картер сцепления Львовского погрузчика АП-40811, АП-40816 с дизельным двигателем Д-144 (Т-40) воздушного охлаждения. Такой автопогрузчик комплектуется сцеплением ГАЗ-53 и коробкой передач КПП ГАЗ-53.

При замене на львовском погрузчике двигателя ГАЗ-51,52 на двигатель Д-144 нужны следующие агрегаты и узлы: двигатель Д-144, картер сцепления Д-144, маховик Д-144 под сцепление ГАЗ-53, плита переходная или картер маховика узкий (не всегда входит в комплектацию тракторного двигателя Д-144), сцепление ГАЗ-53 (корзина, диск ведомый, вилка и подшипник выжимной с муфтой), коробка передач КПП ГАЗ-53 (можно оставить коробку передач КПП ГАЗ-52, так как первичный (ведущий) вал взаимозаменяем с валом КПП ГАЗ-53).

2. Картер сцепления Львовского погрузчика АП-40810, АП-41015 с дизельным двигателем Д-243 (МТЗ-80) водяного охлаждения. Сцепление и коробка передач ГАЗ-53.

При замене на львовском погрузчике двигателя ГАЗ-51,52 на двигатель Д-243 нужны следующие агрегаты и узлы: двигатель Д-243.20 (комплектация для львовских погрузчиков, выпускаемая на Минском моторном заводе), картер сцепления Д-243, маховик Д-243 под сцепление ГАЗ-53, сцепление ГАЗ-53 (корзина, диск ведомый, вилка и подшипник выжимной с муфтой), коробка передач КПП ГАЗ-53.

3. Картер сцепления Львовского погрузчика ЛЕВ АП-41030 с дизельным двигателем Д-243 (МТЗ-80) водяного охлаждения. Последняя модель Львовских автопогрузчиков комплектуется сцеплением трактора МТЗ-80 и коробкой передач ГАЗ-53. Маховик, корзина и вилка сцепления от трактора МТЗ-80, а ведомый диск представляет собой диск МТЗ-80, но посадочные шлицы для КПП ГАЗ-53.

Все три типа картеров сцепления на львовских погрузчиках не взаимозаменяемые между собой и производятся только на львовском заводе автопогрузчиков (Украина).

Корзина сцепления ГАЗ-53 отбалансирована в сборе с коленчатым валом и маховиком двигателя, поэтому при смене ведомого диска во время сборки совмещают метки "О" на маховике и кожухе нажимного диска.

Привод управления сцеплением — механический. Состоит из педали сцепления, валика с рычагом, тяги, регулировочной гайки.



Рис.46. Маховик для двигателя Д-144 (под сцепление ГАЗ-53)

1 - Болт специальный Д144-1005146

5 - Шайба Д144-1005316-А

2 - Шайба 40141-1005057-01

3 - Шкив 40141-1005016-10

4 - Маховик 40141-1005115-10

6 - Стакан 40141-1005053

7 - Болт 4014Д-1005336

8 - Подшипник 60203

Для смазки втулки педали сцепления на торце валика установлена пресс-масленка. В крайнем заднем положении педаль удерживается стяжной пружиной. При этом ограничение хода педали в заднем положении осуществляется упором педали в наклонный пол кабины через резиновую защитную муфту.

Педаль сцепления должна иметь свободный ход в пределах 35 — 45 мм или свободный ход наружного конца вилки 6 — 7 мм при неработающем двигателе, что соответствует зазору 4 мм между концами рычагов корзины и подшипником выключения сцепления.

Отсутствие этого зазора приводит к быстрому износу рычагов, выходу из строя подшипника и может привести к сгоранию фрикционных накладок.

Уход за сцеплением ГАЗ-53 львовского автопогрузчика и его приводом заключается в периодическом смазы­вании упорного подшипника муфты выключения сцепления и в проведении регулировки привода.

Смазка подшипника выключения сцепления осуществляется колпачковой масленкой, расположенной сверху картера сцепления. Для этого нужно дважды выжать в него полностью заправленную колпачковую масленку. Только третья заправка масленки будет подавать смазку в подшипник.

Привод выключения сцепления регулируют, если свободный ход педали сцепления не соответствует 35 — 45 мм.

Регулировка величины свободного хода производится изменением длины тяги. Для увеличения свободного хода педали необходимо отвертывать гайку.

Преждевременный износ накладок, разрушение накладок и поломка ступицы ведомого диска сцепления ГАЗ-53 по окнам под пружины могут быть вызваны соответственно движением с полувыключенным сцеплением, включением на высокой скорости 2 или 1 передачи и неплавным включением сцепления при переходе на третью или прямую передачи и могут встречаться только при неправильной эксплуатации автопогрузчика.



Рис.47. Сцепление (ГАЗ-53) 40141-1601010-01 для двигателя Д-144

1 - Вилка подшипника выключения сцепления 52-1601201

2 - Крышка люка картера сцепления 40141-1601055

3 - Кронштейн 40141-1601057

4 - Шайба 252137-П29

5 - Болт М12х55 201549-П29

6 - Болт М12х75 200374-П29

7 - Пружина 11-7562

8 - Корпус масленки 51-1601252-01

9 - Пружина крышки М7553

10 - Крышка масленки 53А-1601255

11 - Масленка подшипника 51-1601250-10

12 - Кожух сцепления 53-1601125-02

13 - Гайка вилки рычага нажимного диска 53-1601178

14 - Пружина вилки оттяжного рычага 53-1601105-А

15 - Вилка оттяжного рычага 53-1601108

16 - Рычаг оттяжной нажимного диска 53-1601095-А

17 - Палец вилки нажимного диска 53-1601112

18 - Шплинт 2,5х12 258023-П

19 - Ролик игольчатый 1,6х11,8 53-1601109

20 - Палец игольчатого подшипника 53-1601110

21 - Диск нажимной (корзина) сцепления 53-1601093-А

22 - Пружина нажимная сцепления 53А-1601115

23 - Корзина сцепления с кожухом в сборе 53-1601090-11

24 - Переходник 40141-1601240

25 - Шланг гибкий 52-1601230-10

26 - Шланг гибкий в сборе 40141-1601220

27 - Пластина фрикционной накладки 53А-1601135-01

28 - Накладка ведомого диска 53-1601138-20

29 - Заклепка 4х6 293907-П

30 - Диск ведомый сцепления 53-1601130-12

31 - Шайба 252135-П29

32 - Болт М8х30 201656-П8

33 - Подшипник муфты 588911 (М7580)

34 - Муфта выключения сцепления 52-1601185

35 - Подшипник с муфтой выключения сцепления 53-11-1601180

36 - Сетка окна картера 51-1601025-А

37 - Картер сцепления Д-144 (верхняя часть) 40141-1601051

38 - Штифт 8х30 258659-П29

39 - Болт М8х28 201459-П29

40 - Шайба 252135-П29

41 - Поддон картера Д-144 40141-1601052-01

42 - Шайба 252136-П29

43 - Шпилька М14х1,5х32 216298-П2

44 - Шайба 252178-П29

45 - Гайка М14-1,5 250551-П29

46 - Болт М10х1х32 201521-П8

47 - Пластина вилки 11-7516

48 - Опора вилки подшипника 11-7576

49 - Заклепка 4х9 255064-П8

50 - Шайба 252134-П29

51 - Болт М6х12 201416-П8

52 - Пластина 40141-1601059

Порядок снятия сцепления ГАЗ-53 с автопогрузчика

Снимают коробку передач вместе с муфтой и подшипником выключения сцепления. Отсоединяют от муфты оттяжную пружину и спрессовывают с муфты подшипник.

Отвертывают болты крепления и снимают штампованную нижнюю часть картера сцепления.

Проверяют наличие на маховике двигателя и кожухе нажимного диска совмещенных меток "О" и, если они отсутствуют, наносят их.

Постепенно отвертывают болты крепления кожуха сцепления к маховику, проворачивая при этом коленчатый вал двигателя. Вынимают ведомый и нажимной диски сцепления из картера через нижний люк.