Устройство коробки передач ГАЗ-52
Коробка передач ГАЗ-52 имеет четыре передачи вперед и одну
назад. Устройство коробки передач показано на рис.40.
Рис. 40. Детали КПП ГАЗ-52
1 — роликовый подшипник; 2— первичный вал; 3 —шариковый подшипник первичного вала; 4—шестерня первичного вала; 5 — шестерня третьей и четвертой передач; 6— крышка коробки передач; 7— шестерня второй передачи; 8— шестерня первой передачи; 9— вторичный вал, 10— шариковый
подшипник вторичного вала; 11— ось блока шестерен промежуточного вала; 12 — болт; 13—стопорная пластина; 14—ось блока шестерен заднего хода; 15,20,22 и 24—шестерни промежуточного вала; 16— втулка блока шестерен заднего хода; 17,18—шестерни заднего хода (блок); 19 и 23—
роликовые подшипники блока шестерен промежуточного вала; 21 — распорная втулка роликовых подшипников; 25— картер коробки передач; 26— вилка заднего хода; 27— вилка третьей и четвертой передач.
Картер КПП ГАЗ-52 — литой чугунный; крепится он на шпильках, ввернутых в задний торец картера сцепления. Сверху картер коробки передач закрыт крышкой 6, в которой находится механизм переключения передач.
Первичный вал 2 коробки, являющийся одновременно валом ведомого диска сцепления, связан при помощи сцепления с коленчатым валом двигателя. Задний конец вала 2 опирается на шариковый подшипник 3 в картере коробки передач.
Шестерня 4 первичного вала, изготовленная заодно с валом, находится в постоянном зацеплении с шестерней 24 блока шестерен промежуточного вала. Блок шестерен КПП вращается на двух роликовых подшипниках 23 и 19, установленных на неподвижной оси 11.
Вторичный вал 9 опирается передним концом на роликовый подшипник 1, установленный внутри шестерни первичного вала, задним концом — на шариковый подшипник 10 в картере коробки. Вторичный вал через карданный вал постоянно соединен с задним мостом автопогрузчика через механизм обратного хода.
Рис. 41. Крышка коробки передач ГАЗ-52
1,5 — ползуны; 2, 4 — сухари; 6 — стопор; 7 — вертикальный штифт; 8— пружина; 9— шарик; 10—штифт; 11—тяга; 12— рычаг; 13 — колпак; 14 — пружина; 15— предохранительный упор; 16 — собачка.
На шлицах вторичного вала при помощи вилок перемещаются шестерни 8 и 7 первой и второй передач, а также шестерня 5 третьей и четвертой передач. При перемещении шестерни соединяют первичный вал через блок шестерен промежуточного вала с вторичным валом, осуществляя таким
образом передачу вращения от двигателя к заднему мосту. При передвижении вперед блок шестерен заднего хода включается задний ход.
Шестерни КПП ГАЗ-52 переключаются при помощи рычага 12 (рис. 41), нижний конец которого входит в пазы вилок, закрепленных на трех ползунах. Рычаг закрепляется в крышке коробки колпаком 13 и удерживается от проворачивания штифтом 10.
Для фиксирования скользящих шестерен в требуемых положениях служат шарики 9, прижимаемые к ползунам пружинами. На каждом ползуне имеются углубления, в которые при нейтральном положении или при включении передачи входит шарик и удерживает шестерню в этом положении.
Ползуны 1 и 3 имеют по три углубления, из которых среднее служит для фиксирования шестерен в нейтральном положении, крайние—для фиксирования шестерни в зацеплении с соответствующей шестерней коробки передач.
Ползун 5 имеет только два углубления: одно для фиксирования блока шестерен заднего хода в нейтральном положении, а другое— при включенном заднем ходе.
Для исключения возможности одновременного включения двух передач служит замок, устройство которого показано на рис. 42.
Два сухаря 2 и 4 находятся между ползунами, а стопор 6 установлен в горизонтальном отверстии среднего ползуна и удерживается от выпадания вертикальным штифтом 7, который входит в лыску на стопоре 6. Принцип работы замка легко понять из схемы, приведенной на рис.42.
Для предохранения от случайного включения заднего хода на рычаге управления коробки передач ГАЗ-52 имеется предохранительный упор 15 (рис. 41) с пружиной 14. Упором управляет собачка 16, расположенная около рукоятки рычага управления и соединенная с тягой 11.
При включении заднего хода упор 75 поднимается и дает возможность концу рычага войти в паз вилки заднего хода. Во избежание поломки шестерен включать задний ход следует только после полной остановки автомобиля.
Рис.43. Коробка передач в сборе (КПП ГАЗ-52) БВ3-972168
1 - Подшипник роликовый 64905 (АА-7118-А2)
2 - Втулка распорная АА-7155-А2
3 - Блок шестерен 51-1701050
4 - Вал вторичный в сборе 51-7060-Б
5 - Шестерня 3-й и 4-й передач 51-1701114
6 - Блок шестерен 1-й и 2-й передач 51-1701112
7 - Фланец с отражателем 51-1701240-Д
8 - Шайба 51-2402064
9 - Шплинт 258055-П
10 - Гайка М22х2 292940-П8
11 - Картер 51-1701015-В
12 - Прокладка АА-7166-А
13 - Крышка АА-7165
14 - Шайба 252136-П2
15 - Болт М10х20 201495-П8
16 - Кольцо стопорное АА-7070
17 - Кольцо упорное АА-7062
18 - Маслоотражатель АА-7080
19 - Подшипник 150307К (АА-7065, АА-7065-01)
20 - Втулка 40П1701076
21 - Прокладка 63-1701203-Б
22 - Болт М10х28 201283-П8
23 - Крышка задняя в сборе БВ3-972175
24 - Сальник в сборе 51-1701210-А
25 - Крышка задняя БВ3-972176
26 - Подшипник роликовый 864904 (АА-7120-А2)
27 - Кольцо установочное АА-7063
28 - Вал вторичный 51-7061-Б
29 - Ось блока шестерен 51-7111-А
30 - Стопор АА-7155
31 - Ось блока шестерен АА-7140-А
32 - Пробка К 3/4" 262513-П
33 - Ось вилки АА-7244
34 - Прокладка 51-7051
35 - Крышка 51-7050-Б
36 - Скоба 51-1601190-А
37 - Шайба 8 252155-П2
38 - Болт М8х25 201458-П8
39 - Шплинт 3х30 258041-П
40 - Кольцо стопорное АА-7030
41 - Вал ведущий в сборе 51-7015
42 - Маслоотражатель АА-7043
43 - Подшипник 150209К
44 - Кольцо упорное АА-7045
45 - Вал ведущий 51-7017
Рис. 44. Механизм переключения передач в сборе 4014М-1702010
1 - Рычаг переключения 4014М-1702114-01
2 - Болт М10х25 201497-П29
3 - Шайба 252136-П29
4 - Рукоятка 51-1703088
5 - Колпак 11-7220
5 - Колпак 11-7220
6 - Седло АА-7228
7 - Пружина АА-7227
8 - Крышка коробки передач в сборе 51-1702010
9 - Заглушка 260307-П
10 - Прокладка 51-1702016
11 - Вилка 1-й и 2-й передач АА-7231
12 - Вилка 3-й и 4-й передач 51А-1702027
13 - Головка переводная 51А-1702096-В
14 - Винт стопорный 290766-П
15 - Шплинт-проволока 258251-П
16 - Шток 1-й и 2-й передач 51-1702040
17 - Шток 51-1702042
18 - Плунжер стопорный АА-7233-В
19 - Шток 3-й и 4-й передач 51-1702046-А
20 - Шарик стопорный 263014-П
21 - Пружина АА-7234
22 - Крышка коробки передач 51-1702015-А
23 - Штифт установочный 4000М-1702123
Рис. 40. Детали КПП ГАЗ-52
1 — роликовый подшипник; 2— первичный вал; 3 —шариковый подшипник первичного вала; 4—шестерня первичного вала; 5 — шестерня третьей и четвертой передач; 6— крышка коробки передач; 7— шестерня второй передачи; 8— шестерня первой передачи; 9— вторичный вал, 10— шариковый
подшипник вторичного вала; 11— ось блока шестерен промежуточного вала; 12 — болт; 13—стопорная пластина; 14—ось блока шестерен заднего хода; 15,20,22 и 24—шестерни промежуточного вала; 16— втулка блока шестерен заднего хода; 17,18—шестерни заднего хода (блок); 19 и 23—
роликовые подшипники блока шестерен промежуточного вала; 21 — распорная втулка роликовых подшипников; 25— картер коробки передач; 26— вилка заднего хода; 27— вилка третьей и четвертой передач.
Картер КПП ГАЗ-52 — литой чугунный; крепится он на шпильках, ввернутых в задний торец картера сцепления. Сверху картер коробки передач закрыт крышкой 6, в которой находится механизм переключения передач.
Первичный вал 2 коробки, являющийся одновременно валом ведомого диска сцепления, связан при помощи сцепления с коленчатым валом двигателя. Задний конец вала 2 опирается на шариковый подшипник 3 в картере коробки передач.
Шестерня 4 первичного вала, изготовленная заодно с валом, находится в постоянном зацеплении с шестерней 24 блока шестерен промежуточного вала. Блок шестерен КПП вращается на двух роликовых подшипниках 23 и 19, установленных на неподвижной оси 11.
Вторичный вал 9 опирается передним концом на роликовый подшипник 1, установленный внутри шестерни первичного вала, задним концом — на шариковый подшипник 10 в картере коробки. Вторичный вал через карданный вал постоянно соединен с задним мостом автопогрузчика через механизм обратного хода.
Рис. 41. Крышка коробки передач ГАЗ-52
1,5 — ползуны; 2, 4 — сухари; 6 — стопор; 7 — вертикальный штифт; 8— пружина; 9— шарик; 10—штифт; 11—тяга; 12— рычаг; 13 — колпак; 14 — пружина; 15— предохранительный упор; 16 — собачка.
На шлицах вторичного вала при помощи вилок перемещаются шестерни 8 и 7 первой и второй передач, а также шестерня 5 третьей и четвертой передач. При перемещении шестерни соединяют первичный вал через блок шестерен промежуточного вала с вторичным валом, осуществляя таким
образом передачу вращения от двигателя к заднему мосту. При передвижении вперед блок шестерен заднего хода включается задний ход.
Шестерни КПП ГАЗ-52 переключаются при помощи рычага 12 (рис. 41), нижний конец которого входит в пазы вилок, закрепленных на трех ползунах. Рычаг закрепляется в крышке коробки колпаком 13 и удерживается от проворачивания штифтом 10.
Для фиксирования скользящих шестерен в требуемых положениях служат шарики 9, прижимаемые к ползунам пружинами. На каждом ползуне имеются углубления, в которые при нейтральном положении или при включении передачи входит шарик и удерживает шестерню в этом положении.
Ползуны 1 и 3 имеют по три углубления, из которых среднее служит для фиксирования шестерен в нейтральном положении, крайние—для фиксирования шестерни в зацеплении с соответствующей шестерней коробки передач.
Ползун 5 имеет только два углубления: одно для фиксирования блока шестерен заднего хода в нейтральном положении, а другое— при включенном заднем ходе.
Для исключения возможности одновременного включения двух передач служит замок, устройство которого показано на рис. 42.
Два сухаря 2 и 4 находятся между ползунами, а стопор 6 установлен в горизонтальном отверстии среднего ползуна и удерживается от выпадания вертикальным штифтом 7, который входит в лыску на стопоре 6. Принцип работы замка легко понять из схемы, приведенной на рис.42.
Для предохранения от случайного включения заднего хода на рычаге управления коробки передач ГАЗ-52 имеется предохранительный упор 15 (рис. 41) с пружиной 14. Упором управляет собачка 16, расположенная около рукоятки рычага управления и соединенная с тягой 11.
При включении заднего хода упор 75 поднимается и дает возможность концу рычага войти в паз вилки заднего хода. Во избежание поломки шестерен включать задний ход следует только после полной остановки автомобиля.
Рис.43. Коробка передач в сборе (КПП ГАЗ-52) БВ3-972168
1 - Подшипник роликовый 64905 (АА-7118-А2)
2 - Втулка распорная АА-7155-А2
3 - Блок шестерен 51-1701050
4 - Вал вторичный в сборе 51-7060-Б
5 - Шестерня 3-й и 4-й передач 51-1701114
6 - Блок шестерен 1-й и 2-й передач 51-1701112
7 - Фланец с отражателем 51-1701240-Д
8 - Шайба 51-2402064
9 - Шплинт 258055-П
10 - Гайка М22х2 292940-П8
11 - Картер 51-1701015-В
12 - Прокладка АА-7166-А
13 - Крышка АА-7165
14 - Шайба 252136-П2
15 - Болт М10х20 201495-П8
16 - Кольцо стопорное АА-7070
17 - Кольцо упорное АА-7062
18 - Маслоотражатель АА-7080
19 - Подшипник 150307К (АА-7065, АА-7065-01)
20 - Втулка 40П1701076
21 - Прокладка 63-1701203-Б
22 - Болт М10х28 201283-П8
23 - Крышка задняя в сборе БВ3-972175
24 - Сальник в сборе 51-1701210-А
25 - Крышка задняя БВ3-972176
26 - Подшипник роликовый 864904 (АА-7120-А2)
27 - Кольцо установочное АА-7063
28 - Вал вторичный 51-7061-Б
29 - Ось блока шестерен 51-7111-А
30 - Стопор АА-7155
31 - Ось блока шестерен АА-7140-А
32 - Пробка К 3/4" 262513-П
33 - Ось вилки АА-7244
34 - Прокладка 51-7051
35 - Крышка 51-7050-Б
36 - Скоба 51-1601190-А
37 - Шайба 8 252155-П2
38 - Болт М8х25 201458-П8
39 - Шплинт 3х30 258041-П
40 - Кольцо стопорное АА-7030
41 - Вал ведущий в сборе 51-7015
42 - Маслоотражатель АА-7043
43 - Подшипник 150209К
44 - Кольцо упорное АА-7045
45 - Вал ведущий 51-7017
Рис. 44. Механизм переключения передач в сборе 4014М-1702010
1 - Рычаг переключения 4014М-1702114-01
2 - Болт М10х25 201497-П29
3 - Шайба 252136-П29
4 - Рукоятка 51-1703088
5 - Колпак 11-7220
5 - Колпак 11-7220
6 - Седло АА-7228
7 - Пружина АА-7227
8 - Крышка коробки передач в сборе 51-1702010
9 - Заглушка 260307-П
10 - Прокладка 51-1702016
11 - Вилка 1-й и 2-й передач АА-7231
12 - Вилка 3-й и 4-й передач 51А-1702027
13 - Головка переводная 51А-1702096-В
14 - Винт стопорный 290766-П
15 - Шплинт-проволока 258251-П
16 - Шток 1-й и 2-й передач 51-1702040
17 - Шток 51-1702042
18 - Плунжер стопорный АА-7233-В
19 - Шток 3-й и 4-й передач 51-1702046-А
20 - Шарик стопорный 263014-П
21 - Пружина АА-7234
22 - Крышка коробки передач 51-1702015-А
23 - Штифт установочный 4000М-1702123